ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Репьёвка
Пятница
22.11.2024
23:58
Приветствую Вас Гость | RSS ВходРегистрацияГлавная
Меню сайта
Категории каталога
История села [7]
Школа [2]
Х/к "Спартак" [1]
Солдаты Победы [3]
Достопримечательности [1]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Главная » Статьи » Достопримечательности

Михайло-Архангельская церковь

Первые упоминания о церкви в архивных материалах связаны с постройкой села. Г.Н.Репьёв просит разрешение у правительства на постройку церкви, но, по всей видимости, ему это не удалось.

По сведениям архива Пензенской губернии в середине 19 века Репьёвку в наследство получает Н.Т.Аксаков, брат писателя С.Т.Аксакова. Хлопоты по строительству церкви возобновляются. В этом же архиве есть запись, что в 1850 году "тщанием господина статского советника Н.Т.Аксакова построен в селе Благовещенское храм, один престол которого посвящён Архангелу Михаилу и второй - Александру Невскому."

Таким образом, годом основания церкви считается 1850 год.Церковь

Существует легенда, что в 19 веке была ещё одна церковь в селе, названная Никольской, находившаяся в районе современного кладбища. Но она была деревянная и впоследствии сгорела. Об этой церкви есть упоминания и в архивных
материалах.

Сама же церковь работала вплоть до 30-х годов 19 века, до того времени, когда по всей стране прошла волна разрушений церквей, монастырей. Вот, что рассказывают жители села об этом:"Сначала сняли колокол и увезли, куда - никому не известно. Потом вынесли иконы. Напротив церкви жила женщина Терёшина Мария Фёдоровна. По её желанию эти иконы сложили в амбар, который находился возле этого дома. Дом этот после сгорел, а дальнейшая судьба икон неизвестна."

Вот, что рассказывают жители села о том времени, когда церковь ещё работала. "В сёлах Репьёвка, Голодяевка численность населения была большая. В семьях было помногу детей, поэтому прихожан у церкви было много. В Репьёвскую церковь приходили из соседних деревень и сёл. Особенно много народа было во время служб в престольные праздники. Престольным праздником в селе Репьёвка являются Михайлов День и Троица."

Среди местного населения из поколения в поколение переходит легенда, что в подвале церкви в Репьёвке существовал подземный ход, который вёл в церковь в соседнем селе Бояркине.Церковь2

Внешний вид здания описывают жители так:" Церковь была каменной, купола были металлические, покрытые зелёной краской. У церкви три входа с железными дверями, внутри находилась голландка, облицованная плиткой, на колокольню вела деревянная лестница. Церковь являлась украшением села. Издалека были видны золочёные купола и два креста на маковках. Далеко разносился колокольный звон. Здание церкви было обнесено оградой. Ограда железная с большими шарами на кирпичных столбах. Внутри ограды было устроено кладбище, где покоились бывшие служители церкви.
Около церкви стояла сторожка, в которой жил сторож. Каждый час сторож звонил на звоннице в церкви  и по звону колоколов можно было узнать сколько времени. Зимой же в пургу или метель, заблудившийся путник мог определить дорогу домой по звону колоколов. На каждой стороне колокольни было по два колокола, в середине же стоял один очень большой. Церковь имела свой приказ. В него входили следующие сёла: Репьёвка, Селивановка, Андрияновка, Колдаис. Во время религиозных праздников, которые очень чтились и соблюдались в те времена, съезжалось очень много народа. Приезжали на лошадях целыми семьями. Здесь были и дети, и старики с длинными седыми бородами. При церкви находился постоялый двор, где приехавшие издалека прихожане могли найти ночлег.
 
Последним, кто служил в этой церкви в 1920-х годах, был батюшка Андрей Михайлович Архангельский. Он проживал со своей семьёй в центре села Репьёвка в деревянном доме, который в конце 80-х годов был снесён. У батюшки было четверо детей: сын Василий, был рейгентом в церкви, учил в школе детей, в последствии в 30-х годах был репрессирован; дочь Зинаида, работала в Инзе в больнице; также было ещё две дочери Мария и Ольга".

Когда разрушали церковь, то хотели её полностью сровнять с землёю, уничтожить даже стены. Сюда подключили трактора. Тянули тросами, но ничего не получилось. Может, что-то свыше так предопределило судьбу здания, либо это можно объяснить тем, что наши предки всё сделали на совесть. Жители села ещё от своих бабушек знают, почему стены церкви так долговечны. Кирпичная кладка, говорят они, основана на яичном растворе.

И, кроме того, чем ещё уникальна цЦерковь1ерковь: при её постройке не было использовано ни одного гвоздя.

В это же время был осквернён склеп, который находился в подвале церкви. В своё время там были захоронены молодая женщина, родственница Аксаковых(кто именно- не известно), и любимый слуга Аксаковых - дядька Евсеич. Местные ребятишки "обследовали" разрушенный склеп и видели косу, остатки разрушенного мраморного гроба. Они (да и взрослые тоже) находили золотые крестики и другие вещи в разрушенных гробах.

Так же осквернено было и кладбище, находящееся возле церкви, на котором хоронили священнослужителей церкви. В настоящее время здесь стоит магазин. Жители рассказывают, что когда прокладывали водопровод, находили останки человеческих костей, черепа.

Оба креста на куполах сохранились вплоть до 70-х годов. Но в настоящее время
одного из крестов нет, кто снял - неизвестно.

Во времена коллективизации и послевоенные годы церковь использовали как склад, куда ссыпали семенной фонд. В эти годы церковь была в довольно хорошем состоянии: роспись стен, голландка, изгородь, стёкла, двери, лестница в колокольню, берёзы вокруг церкви, двери в алтаре.

В настоящее время церковь находится в разрушенном состоянии, практически утратила своё былое величие. Практически остались одни стены, на которых поблёкшая, облупившаяся роспись,Церковь4 лишь на некоторых картинах можно узнать святые образы Иисуса Христа, апостолов. Роспись сохранилась везде. В куполе церкви - изображение Христа в окружении ангелов. На верхних частях стен находятся эпизоды из земной жизни Христа. Ниже изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, мученики, святители.

Потолок сохранился только в башнях. Кровля на башнях проржавевшая, поросшая травой и деревьями. На окнах сохранились решётки. Дверей в алтарь нет, но общий облик, полусгнивший, есть. Полов в церкви нет, поэтому сразу бросается в глаза разрушенный вход в подвал, который завален мусором, досками, брёвнами.
 
Но, тем не менее, проходя мимо здания церкви, испытываешь волнение, благоговение, уважение к прошлому. До сих пор можно увидеть, как пожилые люди останавливаются напротив главного входа, крестятся, надеясь, что эти святые стены принесут им здоровье, благополучие, мир и согласие. Провожая в последний путь умерших, траурная процессия останавливается, певчие запевают молитву, прося отпустить грехи умершему. Церковь своим бессмертием поражает наши сердца, заставляет не оставаться равнодушными. Пока есть церковь, будет жить и село.
Категория: Достопримечательности | Добавил: Terechkin_A_C (21.03.2008)
Просмотров: 1013 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Лидия  
0
Андрей!
Сайт очень понравился. Страничка о храме - особенно. Вам повезло, так как храм существует хотя бы в таком виде.
У нас во время войны церковь разрушили полностью.
Дай Бог, что бы нашлись люди, обладающие добрым сердцем и возможностью восстановить ваш храм!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz